1. Подбор персонала
2. Стажировка персонала
Подбор персонала
Обязательный минимум сотрудников, задействованных в текущих ежедневных процессах франшизы, предполагает 4 full-time сотрудника на смену, помимо управляющего/его помощника.

Примерный состав персонала для формата "Кафе":
  1. поварской состав - 4 человека
  2. продавец - 4 человека

Дополнительно на аутсорс имеет смысл привлечь:
  1. бухгалтера
  2. клининговую компанию

Концепция бренда, а именно тональность коммуникации предполагает возрастной ценз на должность продавца с нижней отметкой "30 лет".

Название бренда подразумевает ассоциацию с едой, которую приготовила мама – поэтому есть предпочтение женщинам на должность продавца.


Количество рабочих часов варьируется в зависимости от локации.

Усредненная модель:
  1. поварской состав 6:00 -18:00
  2. продавцы 7.30 - 21:30

Также:
  1. Количество персонала и его занятость – автономное решение франчайзи согласно утвержденной финансовой модели проекта франшизы.
  2. Франчайзи может нанимать развозчика и разносчика еды, если финансовый просчет целесообразности точечной доставки оправдывает это решение (просчет осуществляется с менеджером).
  3. Заработная плата сотрудников начисляется, исходя из оптимизированной финансовой модели франшизы, которая утверждена на старте запуска.
  4. Франчайзи может корректировать зарплату сотрудников на свое усмотрение, преследуя цель повысить эффективность бизнес-процессов.
  5. Франчайзи самостоятельно ведет отбор персонала, следит за обучением и стажировкой сотрудников согласно Книге Стандартов, штрафует и увольняет согласно действующему законодательству страны, в которой локально работает франшиза.
Франчайзи автономно занимается подбором персонала, но при этом он может через своего Менеджера разместить вакансию на work.ua, на официальной странице Foodmama.
Для этого он за 5 рабочих дней подает заявку на размещение вакансии на work.ua в установленной форме. Форма представляет из себя образец, который может корректироваться, но с окончательным согласованием с менеджером.
После того как заявка была размещена, франчайзи получает на почту раз в 3 дня полученные отклики.
Также рекомендуем использовать личные каналы коммуникации и искать сотрудников по рекомендациям.

Распечатайте вакансии на листах А4 и расклейте на остановках и других местах скопления потенциальных сотрудников.

При поиске сотрудников обращайте внимание на место поиска, чем ближе к заведению тем лучше.

Франчайзи настоятельно рекомендуется принимать на работу новых сотрудников только после изучения отзывов с предыдущего места работы.

Также необходимо проверить при приеме на работу наличие судимости и административных правонарушений у кандидата, просмотреть его страницы в соцсетях, установить подлинность документов.

Подаваясь на вакантную должность, кандидат заполняет анкету кандидата , которая хранится после оформления на работу вместе с санитарной книжкой в папке "ДОКУМЕНТЫ" как контактная информация.
Стажировка продавца
1. Обучение и развитие персонала – постоянная задача управляющего.
2. Обучение должно проходить мягко, с минимальным стрессом для кандидата на должность, с минимальным вовлечением покупателей в процесс обучения.
3. Управляющий и стажер обязаны следить, чтобы проявления учебы на рабочем месте остались максимально незаметными для клиентов (не сопровождались громкими и грубыми комментариями, выраженным стрессом, нарочито менторским тоном и т.д.).
4. Франчайзи несет ответственность за несоблюдение сотрудниками правил безопасности на рабочем месте. При приеме на работу сотрудники проходят инструктаж о технике безопасности на рабочем месте и скрепляют подписью ознакомление с инструкцией по технике безопасности и обязуются их придерживаться во избежание несчастных случаев.
Перед оформлением на работу потенциальный кандидат проходит 3х-дневную стажировку. Менеджер/управляющий оформляет план стажировки (бланк хранится в папке "ОБУЧЕНИЕ"), согласовывает с сотрудником, который ставит свою подпись как согласие. На протяжении стажировки менеджер фиксирует пройденные этапы в бланке и закрывает его отметкой об успехах сотрудника, который ставит свою подпись в документе.
I день (длится 4-5 часов)


Настройка.

  1. Стажеру выдают униформу и бейдж с надписью "СТАЖЕР" и знакомят со стандартами внешнего вида персонала.
  2. Стажеру выдается должностная инструкция
  3. Стажеру более детально, чем на собеседовании рассказывают философию компании, посвящают в миссию компании.
  4. Стажер знакомится с чек-листами Продавца
  5. Стажер проходит инструктаж о технике безопасности, что подтверждает письменно.
  6. Принимая стажера франчайзи ОБЯЗАН быть хорошо разбираться в таких законах и документах:

  • Закон защиты прав потребителя
  • Правила торговли продтоварами
  • Санитарные правила и нормы
  • Правила бытового обслуживания населения
  • Закон об охране труда
  • Правила пожарной безопасности.

Эти документы всегда хранятся в папке менеджера "ДОКУМЕНТЫ".


Включение.
Стажера представляют коллективу. Затем вместе с руководителем стажер проходит экскурсию по всем зонам пространства, останавливаясь детально на всех участках личной ответственности.

Наставник показывает принципы работы, последовательность, стандарты, демонстрирует каким инвентарем пользоваться, товарные запасы отдела, каталог продукции и планограмму.

Демонстрация.
Управляющий после детально проговоренной теоретической вводной части сразу же переходит к практической и демонстрирует непосредственно на рабочем месте необходимые умения.

В первый день стажер стоит на кассе только в качестве наблюдателя – наблюдая за работой наставника. Наставник собственным примером демонстрирует кассовую политику, работу по скрипту продаж, замену стоп-слов на продающие обращения.

В конце смены управляющий дает обратную связь стажеру о всех успехах и неудачах нового сотрудника. Очень важно поддержать сотрудника, начать с одобрения и корректно рассказать, в чем нужно больше практики для мастерства.
II день (длится 8-9 часов).

На второй день сотрудник заступает на работу с начала рабочего дня, а именно с момента открытия помещения и проходит все этапы начала смены: осваивает моменты подготовки пространства к посещению посетителями (см. параграф "Контроль открытия магазина").

Приготовление напитков.
Стажер знакомится с четкой последовательностью процесса приготовления напитков, которым руководит наставник:

Стажеру показывают Тех процесс приготовления напитков.
Все последующие напитки стажер делает самостоятельно, под бдительным контролем наставника.
В перерывах наставник отмечает успехи и промахи стажера, направляет и делает подсказки


Работа на кассе.
Во второй день сотрудник учится делать кассовые расчеты под наблюдением управляющего (в часы пониженного спроса).

Стажер вначале не принимает заказ, но оформляет заказ в «ПОСТЕРЕ» и производит расчет под контролем продавца.
Цель: изучить и запомнить размещение «кнопок».

После того как стажер по мнению управляющего все понял он принимает заказ по скрипту продаж и отпускает товар.

III день (длится 13часов).

Третий день работы стажера – самостоятельный.

Работа на кассе.Прием заказа, расчет, оплата (3 часа). Стажер обязан получить фидбек от наставника о качестве и скорости выполненной работы.

Мерчандайзинг. Наставник проводит обучение по методологическому пособию «Мерчандайзинг» (прилагается отдельным документом):

– рассказывает зоны, на которые распределяется товар,
– знакомит с требованиями по выкладке, внешнему виду,
– объясняет важность соответствия ценников,
– описывает товарный вид витрины,
– расписывает систему мониторинга свежести товара, – объясняет принципы ФИФО, фейсинг, фронтинг.


Прием товара.

Менеджер проводит инструктаж по приему товара, согласно правилам:
– порядок приема;
– распределение товара по местам хранения + ФИФО;
– документооборот
.


Проверки. Наставник знакомит сотрудника с видами проверок, объясняет полномочия сотрудника, его права и обязанности.


Закрытие смены.

Наставник показывает стажеру, как закрывается смена, проходя по этапам соответствующий чек-лист. ! Код сигнализации передается стажеру после его официального трудоустройства как сотрудника компании.

По истечении 3 дней стажировки кандидат на должность сдает экзамен. К работе допускаются только после успешной сдачи экзамена.
Трудоустройство
Для приема сотрудника на работу требуются:
1 анкета
2 копия паспорт, код, фото
3 копия диплома
4 копия военного билета
5 мед книжка (мед комиссия действует полгода, флюорография год )
6 трудовая книжка
7 заявление на прием
8 трудовой договор ( приказ о приеме)
9 соглашение о коммерческой тайне
10 документ о материальной ответсвенности
Увольнение
Для увольнения сотрудника требуются:
1.заявление сотрудника
2.приказ об увольнении ( копия выдаётся на руки работнику )
3.обходной лист.
Контрольный лист наблюдения

Этот документ заполняется раз в неделю на каждого сотрудника.
Цель: выявить слабые места и помочь сотруднику их восполнить. Все КЛН собираются до проверки аудитора.
Исходя из неудовлетворительного КНЛ, сотрудник отправляется на обучение-стажировку для повышения квалификации. К работе такой сотрудник может быть допущен исключительно после успешной сдачи тестового экзамена в конце стажировке.В противном случае по обоюдному согласию из-за несоответствия требованиям по должностной инструкции сотрудник должен быть уволен.