Подбор персонала
Обязательный минимум сотрудников, задействованных в текущих ежедневных процессах франшизы, предполагает 4 full-time сотрудника на смену, помимо управляющего/его помощника.

Примерный состав персонала для формата "Кафе":
  1. поварской состав - 4 человека
  2. продавец - 4 человека
Дополнительно на аутсорс имеет смысл привлечь бухгалтера и пользоваться услугами клининговой компании или заключить трудовой контракт на part time с Специалистом по уборе

Концепция бренда, а именно тональность коммуникации предполагает возрастной ценз на должность продавца с нижней отметкой "30 лет".

Название бренда подразумевает ассоциацию с едой, которую приготовила мама – предпочтение женщинам на должность продавца.


Количество рабочих часов варьируется в зависимости от локации.

Усредненная модель:
  1. поварской состав 6:00 -18:00
  2. продавцы 7.30 - 21:30

Также:
  1. Количество персонала и его занятость – автономное решение франчайзи согласно утвержденной финансовой модели проекта франшизы.
  2. Франчайзи может нанимать развозчика и разносчика еды, если финансовый просчет целесообразности точечной доставки оправдывает это решение.
  3. Заработная плата сотрудников начисляется, исходя из оптимизированной финансовой модели франшизы, которая утверждена на старте запуска.
  4. Франчайзи может корректировать зарплату сотрудников на свое усмотрение, преследуя цель повысить эффективность бизнес-процессов.
  5. Франчайзи самостоятельно ведет отбор персонала, следит за обучением и стажировкой сотрудников согласно Книге Стандартов, штрафует и увольняет согласно действующему законодательству страны, в которой локально работает франшиза.
Франчайзи автономно занимается подбором персонала, но при этом он может через своего Менеджера разместить вакансию на work.ua, на официальной странице Foodmama.
Для этого он за 5 рабочих дней подает заявку на размещение вакансии на work.ua в установленной форме. Форма представляет из себя образец, который может корректироваться, но с окончательным согласованием с менеджером.
После того как заявка была размещена франчайзи получает на почту раз в 3 дня полученные отклики.
Также рекомендуем использовать личные каналы коммуникации и искать сотрудников по рекомендациям.
Распечатайте вакансии на листах А4 и расклейте на остановках и других местах скопления потенциальных сотрудников.
При поиске сотрудников обращайте внимание на место поиска, чем ближе к заведению тем лучше.

Франчайзи настоятельно рекомендуется принимать на работу новых сотрудников только после изучения отзывов с предыдущего места работы.
Также необходимо проверить при приеме на работу наличие судимости и административных правонарушений у кандидата, просмотреть его страницы в соцсетях, установить подлинность документов.
Подаваясь на вакантную должность, кандидат заполняет анкету кандидата , которая хранится после оформления на работу вместе с санитарной книжкой в папке "ДОКУМЕНТЫ" как контактная информация.
Стажировка продавца
1. Обучение и развитие персонала – постоянная задача управляющего.

2. Обучение должно проходить мягко, с минимальным стрессом для кандидата на должность, с минимальным вовлечением покупателей в процесс обучения.

3. Управляющий и стажер обязаны следить, чтобы проявления учебы на рабочем месте остались максимально незаметными для клиентов (не сопровождались громкими и грубыми комментариями, выраженным стрессом, нарочито менторским тоном и т.д.).

4. Франчайзи не несет ответственность за несоблюдение сотрудниками правил безопасности на рабочем месте. При приеме на работу сотрудники проходят инструктаж о технике безопасности на рабочем месте и скрепляют подписью ознакомление с инструкцией по технике безопасности и обязуются их придерживаться во избежание несчастных случаев.
Перед оформлением на работу потенциальный кандидат проходит 3х-дневную стажировку. Менеджер/управляющий оформляет план стажировки (бланк хранится в папке "ОБУЧЕНИЕ"), согласовывает с сотрудником, который ставит свою подпись как согласие. На протяжении стажировки менеджер фиксирует пройденные этапы в бланке и закрывает его отметкой об успехах сотрудника, который ставит свою подпись в документе.
I день (длится 4-5 часов)


Настройка.

  1. Стажеру выдают униформу и бейдж с надписью "СТАЖЕР" и знакомят со стандартами внешнего вида персонала.
  2. Стажеру выдается должностная инструкция
  3. Стажеру более детально, чем на собеседовании рассказывают философию компании, ДНК бренда, посвящают в миссию компании.
  4. Стажер знакомится с чек-листом правил и своих обязанностей.
  5. Стажер проходит инструктаж о технике безопасности, что подтверждает письменно.
  6. Принимая стажера франчайзи ОБЯЗАН быть хорошо разбираться в таких законах и документах:

  • Закон защиты прав потребителя
  • Правила торговли продтоварами
  • Санитарные правила и нормы
  • Правила бытового обслуживания населения
  • Закон об охране труда
  • Правила пожарной безопасности.

Эти документы всегда хранятся в папке менеджера "ДОКУМЕНТЫ".


Включение.
Стажера представляют коллективу. Затем вместе с руководителем стажер проходит экскурсию по всем зонам пространства, останавливаясь детально на всех участках личной ответственности.

Наставник показывает принципы работы, последовательность, стандарты, демонстрирует каким инвентарем пользоваться, товарные запасы отдела, каталог продукции и планограмму.

Подключение.
Управляющий после детально проговоренной теоретической вводной части сразу же переходит к практической и демонстрирует непосредственно на рабочем месте необходимые умения. Сотрудник повторяет за управляющим и закрепляет повторением новые знания. В течение смены управляющий контролирует успехи сотрудника. Обучение рекомендуется проводить в часы пониженного спроса.


Работа на кассе.

В первый день стажер стоит на кассе только в качестве наблюдателя – наблюдая за работой наставника. Наставник собственным примером демонстрирует кассовую политику, работу по скрипту продаж, замену стоп-слов на продающие обращения.


В конце смены управляющий дает обратную связь стажеру о всех успехах и неудачах нового сотрудника. Очень важно поддержать сотрудника, начать с одобрения и корректно рассказать, в чем нужно больше практики для мастерства.


II день (длится 8-9 часов).

На второй день сотрудник заступает на работу с начала рабочего дня, а именно с момента открытия помещения и проходит все этапы начала смены: осваивает моменты подготовки пространства к посещению посетителями (см. параграф "Контроль открытия магазина").

Приготовление напитков.
Стажер знакомится с четкой последовательностью процесса приготовления напитков, которым руководит наставник:
Все последующие напитки стажер делает самостоятельно, под бдительным контролем наставника.
Закрепление. Стажер под наблюдением наставника проводит выдачу продукции и коммуникацию с клиентами. В перерывах наставник отмечает успехи и промахи стажера, направляет и делает подсказки.

Работа на кассе. Во второй день сотрудник учиться делать кассовые расчеты под наблюдением управляющего (в часы пониженного спроса).

Стажер вначале не принимает заказ, но оформляет заказ в «ПОСТЕРЕ» и производит расчет под контролем продавца.
Цель: изучить и запомнить размещение «кнопок».

После того как стажер по мнению управляющего все понял он принимает заказ по скрипту продаж и отпускает товар.

III день (длится 13часов).

Третий день работы стажера – самостоятельный.

Работа на кассе.Прием заказа, расчет, оплата (3 часа). Стажер обязан получить фидбек от наставника о качестве и скорости выполненной работы.

Мерчандайзинг. Наставник проводит обучение по методологическому пособию «Мерчандайзинг» (прилагается отдельным документом):

– рассказывает зоны, на которые распределяется товар,
– знакомит с требованиями по выкладке, внешнему виду,
– объясняет важность соответствия ценников,
– описывает товарный вид витрины,
– расписывает систему мониторинга свежести товара, – объясняет принципы ФИФО, фейсинг, фронтинг.


Прием товара.

Менеджер проводит инструктаж по приему товара, согласно правилам:
– порядок приема;
– распределение товара по местам хранения + ФИФО;
– документооборот
.


Проверки. Наставник знакомит сотрудника с видами проверок, объясняет полномочия сотрудника, его права и обязанности.


Закрытие смены.

Наставник показывает стажеру, как закрывается смена, проходя по этапам соответствующий чек-лист. ! Код сигнализации передается стажеру после его официального трудоустройства как сотрудника компании.

По истечении 3 дней стажировки кандидат на должность сдает экзамен. К работе допускаются только после успешной сдачи экзамена.
Трудоустройство
Для приема сотрудника на работу требуются:
1 анкета
2 копия паспорт, код, фото
3 копия диплома
4 копия военного билета
5 мед книжка (мед комиссия действует полгода, флюорография год )
6 трудовая книжка
7 заявление на прием
8 трудовой договор ( приказ о приеме)
9 соглашение о коммерческой тайне
10 документ о материальной ответсвенности
Внесение данных в трудовую книжку
Внесение....
Правила хранения документов
Внесение....
Налоги, военные сборы
Внесение....
Увольнение
Для увольнения сотрудника требуются:
1.заявление сотрудника
2.приказ об увольнении ( копия выдаётся на руки работнику )
3.обходной лист.
Контрольный лист наблюдения

Этот документ заполняется раз в неделю на каждого сотрудника.
Цель: выявить слабые места и помочь сотруднику их восполнить. Все КЛН собираются до проверки аудитора.
Исходя из неудовлетворительного КНЛ, сотрудник отправляется на обучение-стажировку для повышения квалификации. К работе такой сотрудник может быть допущен исключительно после успешной сдачи тестового экзамена в конце стажировке.В противном случае по обоюдному согласию из-за несоответствия требованиям по должностной инструкции сотрудник должен быть уволен.